Перейти на главную страницу >>>
Апельсины из Марокко. А беспилотники – из Израиля... Юрий РУБЦОВ На фоне потока информации о мировом финансово-экономическом кризисе относительно незаметно промелькнуло сообщение о том, что Министерство обороны РФ планирует в ближайшее время приступить к закупкам высокотехнологичного оружия за рубежом. Как заявил начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Шаманов, министр обороны Анатолий Сердюков поставил задачу Генеральному штабу, а также другим структурам военного ведомства проанализировать возможности отечественной «оборонки». В случае, если её продукция окажется не соответствующей «необходимым кондициям», предложено рассмотреть «возможность закупки подобного образца у иностранных производителей». Кое в чём «возможность», которую предлагается рассмотреть, уже успела обернуться действительностью. Так, во Франции и в Израиле для нашей бронетанковой и авиационной техники закупаются сейчас тепловизоры (системы ночного видения). Промелькнула в СМИ и информация об указании А.Сердюкова закупить в Великобритании несколько тысяч снайперских винтовок L 96 взамен находящейся на вооружении в РА снайперской винтовки СВД. Разговор об этом приобретении прекратился только после того, как выяснилось, что стоящая в 5 раз дороже «англичанка» ничуть не лучше оружия отечественного образца. После же «пятидневной войны» в Южной Осетии ищущий взор российских полководцев натолкнулся на беспилотные летательные аппараты (БПЛА)… опять-таки израильского производства. Эти «игрушки» хорошо зарекомендовали себя, когда, будучи на вооружении грузинской армии, вели воздушную разведку и корректировали огонь по российским войскам и миротворцам. Так что будем брать товар у того, кто вооружал нашего противника. Дескать, бизнес … Словно речь не об оружии, а марокканских апельсинах или чилийском вине. То, что приобретение БПЛА у Израиля – не выдумка, подтвердил член правительства РФ, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве России Владислав Путилин. Правда, он пояснил, что для начала закупок необходимо изучение данного вопроса «Рособоронэкспортом»: предстоит определить, какие модели можно будет приобрести, и сопоставить их с аппаратами отечественного производства. (А вложить эти деньги в дальнейшее совершенствование отечественных аппаратов нельзя конечно никак. Редактор сайта СПО.) Заявление В.Путилина не очень вяжется с информацией, которую СМИ получили в Минобороны. Кто-то, возможно, и будет «изучать вопрос», но заинтересованным лицам всё ясно заранее. Контракт с компанией « Israel Aerospace » по закупке первой партии беспилотников на сумму 20–30 млн. долларов уже готовится. И если их пробная партия получит одобрение, вырисовывается контракт на сумму в 1,5 млрд. долларов. А это – почти 3% от военного бюджета России на 2009 год. Всего-то, заметит оптимист. Стоит ли шум поднимать? Полагаем, стоит. Как в капле воды отражается море, так и контракт на закупку БПЛА у Израиля отражает далеко не безоблачное положение с обеспечением военно-технологической безопасности России. Впервые с 30-х годов ХХ века (поставки союзников по ленд-лизу в годы Второй мировой войны не в счёт) наша страна прибегает к закупкам иностранного вооружения. Раньше это не делалось из-за реальной опасности возникновения зависимости от зарубежных поставщиков. Особенно это касалось изделий микроэлектроники – всякого рода неафишируемые «закладки» (деликатно выражаясь, – недокументированные возможности) способны непредсказуемым образом повлиять на тактико-технические характеристики вооружения. Да и отказ от выполнения контрактов, причём в самый нужный для потребителя момент, более чем вероятен. Конечно, от трех процентов военного бюджета до границы, за которой заканчивается самостоятельность государства в сфере вооружения, действительно, немалая дистанция. Но её очень легко пройти, если будет принято принципиальное политическое решение ориентироваться на иноземные образцы. Кстати, о политическом решении. Такое впечатление, что именно за министром обороны оставлено последнее слово в вопросе зарубежных закупок. Один из руководителей Военно-промышленной комиссии ещё говорит о возможности таковых, а контракт с израильтянами уже готовится. Мол, отечественный ОПК не удовлетворяет современным требованиям: производство не оптимизировано, а стоимость оружия растёт, опережая рост инфляции. Так что ставку делать на него не будем. К естественному вопросу, на какие средства будут осуществляться зарубежные закупки, мы еще вернёмся, а пока обратим внимание на политический аспект проблемы. Интересует ли министра и его окружение, ценой каких потерь для обороны страны может обернуться зависимость от иностранных поставок вооружения? Подчиненные А. Сердюкова демонстрируют нарочитую отстраненность от этой стороны дела. Главным приоритетом в закупочной политике Минобороны будет, по заявлению генерала В.Шаманова, не принадлежность оружия к отечественному ОПК, а критерии «эффективного ведения боя». Кто спорит: многие зарубежные системы более эффективны, чем отечественные, но поможет ли это нам, если российская армия окажется привязанной к иностранному рынку? Стремиться к сохранению замкнутого технологического пространства заставляет нас не мнимая склонность к изоляции, а наличие большого числа угроз и вызовов безопасности России, исходящих в первую очередь от технологически развитых государств. Чтобы попасть в зависимость от иностранных производителей оружия, не обязательно оснащать их продукцией Вооруженные силы России целиком, достаточно поменять ключевые элементы, «нервные узлы». А таковыми и являются высокотехнологичные системы – средства разведывательно-информационного обеспечения, разведки, информационного противодействия, высокоточное оружие. Принципиально важно и то, что 1,5 млрд. «зелёных» будут направлены на поддержку не своего, а чужого оружейного комплекса. Спрашивается: если правительство демонстрирует готовность поддержать отечественный автопром, почему в том же надо отказывать российскому ОПК? Да, в условиях кризиса все секторы экономики хотели бы получить дополнительные опоры, но, полагаем, оборонная сфера вправе рассчитывать на более пристальное внимание со стороны правительства, чем другие. Что даёт в этом плане федеральный бюджет на 2009–2011 гг.? Государственный оборонный заказ на предстоящие три года составил 4 трлн. рублей, из которых 1,38 трлн. будут израсходованы в 2009 г . Если сравнить эти цифры с соответствующими параметрами действующего плана оборонного заказа на 2008–2010 гг., то виден немалый рост: в 2009 г . – на 25%, в 2010 г . – почти на 20%. По словам первого заместителя главы ВПК В. Путилина, на выделенные средства в ближайшие три года удастся завершить испытания 600 образцов военной техники и вооружений и около 400 образцов принять на вооружение. Также в рамках ГОЗ планируется закупить более 70 стратегических ракет нового поколения РС-24, 30 ракет «Искандер», 48 боевых самолетов, 14 кораблей и почти 300 танков. Специалисты сдержанно воспринимают череду этих цифр. В абсолютных величинах подобные затраты на оборону, действительно, рекордные. Но в относительном исчислении – это менее 2,6% от ВВП, то есть уровень расходов остаётся прежним. Давно и прочно забыты законодательно установленные еще в 90-е годы, но так ни разу не достигнутые 3,5% от ВВП. Однако и их не хватило бы, если учесть масштаб уже объявленных широкомасштабных преобразований в Вооружённых силах. По мнению известного военачальника генерал-лейтенанта запаса Юрия Неткачёва, чтобы армия и флот обрели «новый облик», денег на оборону потребуется гораздо больше – не менее 5% от ВВП. Расчёты показывают также, что объявленное несколько лет назад резкое изменение соотношения между расходами на текущее содержание и техническое оснащение Вооружённых сил в пользу последнего (в пропорции примерно 30 к 70) останется в ближайшие годы прекраснодушной надеждой. По заключению комитета по обороне Государственной думы, на техническое оснащение армии и флота в 2011 г . пойдёт столько же, сколько и в прошлом году, а именно – 45,3% от всего объема расходов на ВС. Учитывая параметры, зафиксированные в гособоронзаказе на предстоящее трехлетие, роста закупок вооружения при всем желании добиться невозможно. Прирост финансирования, как минимум, на три четверти съедается инфляцией, ростом стоимости оружия и боевой техники, транспортных тарифов и тарифов на энергоносители, топливо, продовольствие. А ведь относительные расходы на национальную оборону к 2011 г . и так снизятся до 2,3% от ВВП. Не исключено, что снижение может оказаться и более значительным, ведь госбюджет верстался без учета негативных факторов мирового кризиса. Всё это наводит на грустные мысли о том, что в череде масштабных перемен в армии и на флоте, о которых уже объявлено, – сокращение численности офицерского корпуса и прапорщиков, изменение структуры ВС, средств на перевооружение может просто не найтись. И оно вновь может быть отложено. А стало быть, и технологическое отставание от армий наиболее развитых стран мира возрастёт. И тут вернёмся к вопросу о том, из каких источников Министерство обороны собирается финансировать закупки оружия за границей. Последние, судя по словам В.Путилина, в оборонные расходы на предстоящее трехлетие не заложены. Поскольку во время кризиса привлечь какие-то дополнительные ресурсы маловероятно, нельзя исключать, что для израильских беспилотников средства будут взяты из статей, по которым финансируется производство отечественного вооружения. (Интересно а откуда ещё? Для того ведь всё это и делается, чтобы угробить нашу оборонку в пользу запада.Ред.) Заинтересованы ли мы в поддержке израильского, французского и прочих иноземных производителей оружия вместо быстрых и эффективных мер по развитию отечественного оборонного комплекса? Ответ очевиден. (Смотря кто эти «мы». Ред.) Другое дело, что поваленную на бок «оборонку» нелёгко поднять. Однако рано или поздно это надо делать, хотя времени конкуренты нам почти не оставили. Совершенствовать механизм финансирования ОПК, средства, выделяемые в рамках гособоронзаказа, максимально оперативно доводить до исполнителей – как раз об этом говорил недавно В. Путин (Опять сопли про Путина. То, что он и его преемник, большие говоруны, это известно. Но неужели кому-то ещё что-то не ясно про нашу кошерную «власть»? Когда ж наконец вы в себя придёте? Ред.) Восстановить, пока не упущены последние возможности, уникальные конструкторские школы, какими в свое время были коллективы, руководимые Надирадзе, Непобедимым, Расплетиным. Концентрировать силы и средства на разработке и производстве высокотехнологичного вооружения. В отечественном ОПК трудится немало высококлассных специалистов, знающих пути выхода из кризиса, умеющих и без подсказки со стороны дать «асимметричный ответ» на любой вызов. Эти люди ждут от власти поддержки (Не дождутся. Ред.), а не усиления за счет российского бюджета прямых конкурентов. Закупки вооружения у израильтян (французов, англичан…) создадут лишь видимость переоснащения российской армии, на деле же усугубят кризис отечественной «оборонки». От редактора: На закупку израильской техники будет взят западный кредит. Это не подлежит никаким сомнениям. Про наш бюджет в этом смысле можно вообще не упоминать, поскольку придействующих ценах на нефть он уже, дал дуба. Про то, на чьи счета в оффшорах упадут при этом «откаты», можно легко догадаться. Разглядывая образ жизни нашей «элиты», невозможно поверить в отсутствие в стране денег на оборону. Впрочем это вопрос для будущей следственной комиссии по фактам геноцида Русского народа. Что касается технической стороны дела, то отечественные разработки, в том числе реально летающие БПЛА, включают все их типы, начиная от разведывательно-наблюдательных до ударных. Совершенствовать уже существующие и разрабатывать новые, это с технической точки зрения никакой не «хай-тек», а рядовая инженерная задача, а с экономической - единственно разумный путь (например БПЛА –разведчик/наблюдатель отечественного производства, используемый МВД в единичных экземплярах, стоит около миллиона рублей за комплект. Сколько на планируемые 1,5 млрд. долл. можно их построить- считайте сами). Такой путь, кремлёвский филиал НАТО конечно не устраивает. Нет сомнения, так же и то, что герой России ген. Шаманов безусловно выполнит все приказы этого штаба. Ведь он уже в обойме. В крайнем случае - «самоликвидируется»- но это только при наличии остатков чести. Материал вдогонку. Помещаем ответ-комментарий по этой теме, ведущего специалиста по БПЛА Н.В.Чистякова. Открытое письмо генералу В.А.Шаманову Н.В.Чистяков, Главный конструктор размещено в Интернете по адресу: http://dpla.ru/9122008.htm Товарищ генерал!
Вы считаете ("Красная Звезда" от 2 декабря 2008 года) что: ...... "Еще один крайне важный момент - на вооружении наших подразделений в ближайшее время обязательно должны появиться беспилотные летательные аппараты (БПЛА), прежде всего самолеты-разведчики, в том числе и дистанционно управляемые, позволяющие эффективно вести разведку, не рискуя людьми, и тем самым сократить неизбежные людские потери разведподразделений. Если говорить о действенности БПЛА отечественных разработок, то, несмотря на большую работу, проделанную целым рядом занимающихся этой тематикой предприятий, все имеющиеся разработки, как показало в том числе и их применение в Южной Осетии, пока не отвечают предъявляемым нами к их возможностям требованиям. И бесконечно ждать мы не будем. Позиция министра обороны не только по отношению к БПЛА, но и в целом по оснащению войск всеми необходимыми средствами предельно конкретна: если отечественная промышленность не может создать для войск конкурентоспособный продукт, будем приобретать его у зарубежных производителей. Так что пусть не реагирующие на нужды войск отечественные разработчики БПЛА не удивляются, когда узнают, что на вооружение Российской армии поступили самолеты-разведчики того же израильского, например, производства. Скажу больше: министр обороны поставил задачу Генеральному штабу ВС РФ, руководителям центральных органов военного управления, главным командованиям видов Вооруженных Сил и командованиям родов войск провести детальный анализ производственных возможностей нашей промышленности. И если сегодняшний потенциал промышленности не позволяет создать отвечающий необходимым кондициям тот или иной образец вооружения или военной техники, проанализировать возможность закупки подобного образца у иностранных производителей. Так, например, уже сегодня во Франции и в Израиле закупаются тепловизоры для нашей бронетанковой и авиационной техники. И я, например, не вижу в этом ничего страшного. Безусловно, нам важно поддержать отечественного производителя. Но все же главным приоритетом в закупочной политике Минобороны, и министр это обозначил более чем конкретно, будет необходимость обеспечения воюющих подразделений всем, что необходимо для эффективного ведения боя, для победы в этом бою. И хотя этот аргумент вроде бы очевиден, приведу еще один наглядный пример. На том же абхазском направлении облет позиций наших войск регулярно совершали грузинские БПЛА израильского производства. И мы в большинстве случаев вынуждены были с этим мириться. Сбивать эти беспилотники с помощью того же зенитного ракетного комплекса «Бук» слишком дорого, а переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела» его не «захватывает». Слишком мало для стоящего на этом ПЗРК тепловизора исходящее от такого беспилотника тепловое излучение. Ну а средства ПВО десантных подразделений - ЗУ-23 - до летящих на высоте порядка 3.000 метров БПЛА просто не доставало. .... Отвечу Вам в табличном виде. Так проще, не надо вводных слов: Шаманов: 1. ... должны появиться беспилотные летательные аппараты (БПЛА), прежде всего самолеты-разведчики, в том числе и дистанционно управляемые, позволяющие эффективно вести разведку, не рискуя людьми Чистяков: В этом весь смысл беспилотной авиации. Для того более 30 лет назад и были задуманы комплексы тактических ДПЛА реального времени, чтобы в условиях огневого, радиоэлектронного и иного противодействия противника наблюдать цели на его территории без потерь личного состава. В начале эры комплексов тактических ДПЛА только сохранение жизней людей оправдывало их применение. Беспилотные комплексы и сами ДПЛА были дороги, поскольку представляли собой уникальные образцы авиационной техники. С тех пор ситуация существенно изменилась. Появление массовой электроники, реализующей большинство необходимых для беспилотных комплексов функций по цене бытовых приборов, появление новых источников питания, развитие авиамодельных технологий и пр. радикально снизило потенциальную себестоимость беспилотных комплексов и их составных частей. Это позволило ожидать от беспилотной авиации ещё и дешевизны. Понятно, что беспилотники будут сбивать, собственно для того они и делаются. Поэтому естественно хотеть, чтобы потенциально утрачиваемый беспилотный самолёт был ещё и по возможности дёшев. Вожделеемый Вами "Гермес" стоит 2 миллиона долларов. Каждый самолёт... Шаманов: 2....отечественные беспилотники пока не отвечают предъявляемым нами к их возможностям требованиям Чистяков: Товарищ генерал, Вы, видимо в силу специфики своей службы, не вполне представляете себе существующую систему разработки вооружений и военной техники (ВВТ). Требования к образцу ВВТ задаются тактико-техническим заданием (ТТЗ), которое разрабатывает заказчик, то есть Министерство обороны. Соответствие разработанного и изготовленного опытного образца ВВТ требованиям ТТЗ подтверждается на Государственных испытаниях, которые тоже проводит заказчик (Министерство обороны). Проверка соответствия образца требованиям ТТЗ является целью Государственных испытаний. То, что отечественные беспилотники, создаваемые по ТТЗ Министерства обороны, не отвечают Вашим требованиям, может означать одно из двух: либо ТТЗ не учитывает Ваших требований, либо образцы не выдержали Государственных испытаний и должны быть доработаны до соответствия требованиям ТТЗ. Насколько мне известно, оба беспилотных комплекса, официально разрабатываемых по заказам Министерства обороны, (комплекс "Типчак" и комплекс "Строй-ПД" с ДПЛА "Пчела-1") прошли Государственные испытания. Делайте выводы, товарищ генерал! Шаманов: 3. ...если отечественная промышленность не может создать для войск конкурентоспособный продукт, будем приобретать его у зарубежных производителей Чистяков: Отечественная промышленность разгромлена. Но комплексы ДПЛА делать она пока может. Другое дело, что материалы и комплектация неминуемо будут в основном зарубежными. Это, к сожалению, неизбежно. Отечественная электронная промышленность истреблена уже давно, разработка и изготовление таких комплектующих изделий как двигатели, рулевые машинки и т.п. отечественным предприятиям экономически не выгодны, отечественные стеклоткани, углеткани, эпоксидные смолы существенно хуже современных зарубежных материалов и нет никакого экономического смысла повышать их качество. Экономический смысл могла бы заменить политическая воля к созданию отечественной элементной базы, но это, увы, лежит за пределами возможного для сложившегося на сегодня общества. Тем не менее, рано кричать, что всё пропало. Мы всё ещё можем создать комплекс ДПЛА в целом, увязать его электрическими и прочими схемами, обеспечить программно-математически собственными программами. И одно дело воспользоваться открытостью рынков и приобрести за рубежом некоторые материалы и комплектующие изделия (да хоть те же пресловутые тепловизоры!), а совсем другое дело -- приобрести готовую законченную систему (комплекс ДПЛА). Это означает, что все ключи к приобретённой системе остаются у продавца, и как он ими воспользуется и/или кому передаст, Вам, увы, неподконтрольно, товарищ генерал. Так что, пусть российские военные, не могущие организовать разработку, доводку и постановку на вооружение отечественных беспилотных комплексов для родной Армии, не удивляются, когда"конкурентноспособные продукты", приобретённые у зарубежных производителей, поведут себя неожиданным образом. Кстати, о "конкурентноспособности для войск". А Вы с кем и как собираетесь конкурировать? Пока ДПЛА сДПЛА не воюют друг против друга непосредственно, и Прохоровских сражений в воздухе не предвидится, по крайней мере, при нашей с Вами жизни, товарищ генерал. Или Вы торговать собрались? Не советую, съедят... Шаманов: 4. ...пусть не реагирующие на нужды войск отечественные разработчики БПЛА не удивляются, когда узнают, что на вооружение Российской армии поступили самолеты-разведчики того же израильского, например, производства Чистяков: Отечественные разработчики не реагируют на нужды войск, потому что от войск не поступает никаких осмысленных сигналов в виде заказов на НИОКРЫ. Существует монополия на разработку беспилотников для Армии. Эта монополия создана, прежде всего, для "канализации финансовых потоков". Помимо этой монополии никакой заказ к разработчикам поступить не может, а через монополию он тоже не может поступить, иначе какая же это монополия, и какая "канализация"? Мне думается, что если свершится немыслимое, и израильские комплексы будут закупаться за деньги российского бюджета, то именно упомянутая монополия будет закупать израильскую технику. Это же очень удобно: финансовый поток канализирован, а ответственность за результат лежит на израильтянах. А с израильтян-то взятки гладки. Если Вас, товарищ генерал, действительно волнует реакция отечественных разработчиков на нужды войск, то я бы рекомендовал провести открытый конкурс отечественных беспилотных комплексов. Что важно для такого конкурса, это чтобы он был открытым. Пусть все участники конкурса дадут свои предложения и реализуют их. А испытания покажут, что такое хорошо, а что такое плохо. Только очень важно, чтобы участие в конкурсе было оплачиваемым, естественно, в разумных рамках. За свой счёт наши разработчики ничего не сделают. Нет собственных финансовых ресурсов, и кредит недоступен, да и возвращать его нечем, сбыта-то нет. Очень важно преодолеть вдруг возникшую в общественном сознании нашу униженность по поводу беспилотников. Как будто это невесть что, совершенно нам недоступное. Между тем, Россия делала беспилотники ещё в 1950 году, когда признанному "лидеру", Израилю было совсем не до этого. Слушая ламентации по поводу нашего бессилия, поневоле выразишь удивление, как это наша страна смогла создать ядерное и термоядерное оружие, выйти в космос, освоить океан... Шаманов: 5. ...министр обороны поставил задачу Генеральному штабу ВС РФ, руководителям центральных органов военного управления, главным командованиям видов Вооруженных Сил и командованиям родов войск провести детальный анализ производственных возможностей нашей промышленности Чистяков: Все эти люди знают промышленность? Плохо, что министр обороны не привлёк к этому детальному анализу представителей собственно отечественной промышленности: главных конструкторов, директоров предприятий, технологов. По беспилотным комплексам в России можно построить несколько коопераций. У промышленности основные трудности такие: моральный и физический износ основных фондов, старение кадров при отсутствии притока молодёжи, отсутствие оборотных финансовых средств. Если платить, то эти проблемы решить можно, и довольно быстро. К сожалению, не платят, практически официально заявляя, что всё равно всё разворуют. Ну и воруют, конечно. Хотя воруют, в основном, до поступления средств в промышленность. Шаманов: 6. ...И если сегодняшний потенциал промышленности не позволяет создать отвечающий необходимым кондициям тот или иной образец вооружения или военной техники, проанализировать возможность закупки подобного образца у иностранных производителей Чистяков: При условии доступа к зарубежным комплектующим (авиамодельным комплектующим типа рулевых машинок, разъёмов, простейшей микроэлектронике) и материалам (качественной стеклоткани и эпоксидке) наладить производство беспилотников небольшого размера можно в любой мастерской. Наземное оборудование тоже можно изготавливать и собирать в любом механическом цеху достаточной площади. Вам лично, товарищ генерал, как начальнику Главного управления боевой подготовки и службы войск ВС РФ подчинены заводы полигонного оборудования Минобороны. Я Вам обещаю, что если Вы профинансируете одному из этих заводов изготовление образца комплекса ДПЛА в объёме 20% от стоимости лишь одного израильского беспилотного самолёта "Гермес" (только самолёта!), то этот завод через полгода выпустит из ворот полный комплекс ДПЛА ГрАНТ, который Вы сможете испытывать, пробовать на учениях и в горячих точках. Сначала, конечно, заводу потребуется помощь нашего предприятия, но в дальнейшем он сможет производить эти комплексы самостоятельно в объёмах, ограниченных только платёжеспособностью заказчика. Документацию отдадим. Мною движет не рыночный мотив. За державу обидно... Шаманов: 7. ...Сбивать эти (израильско-грузинские, НВЧ) беспилотники с помощью того же зенитного ракетного комплекса «Бук» слишком дорого, а переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела» его не «захватывает». Слишком мало для стоящего на этом ПЗРК тепловизора исходящее от такого беспилотника тепловое излучение. Ну а средства ПВО десантных подразделений - ЗУ-23 - до летящих на высоте порядка 3.000 метров БПЛА просто не доставало Чистяков: Проблема борьбы с беспилотниками противника, вообще говоря, не связана с возмутившей меня вестью о возможности закупки израильских беспилотных комплексов российской Армией. Чтобы обеспечить ПВО от вражеских ДПЛА, стоит обратиться к отечественному опыту. Например, когда было выявлено, что ДПЛА "Пчела" можно сбить только дорогими ракетами, а стрелково-пушечное оружие или ПЗРК против неё совершенно неэффективны, был проведён ряд экспериментов по сбитию "Пчелы" с вертолёта Ми-8 (полигон ВВС г.Ахтубинск, 1989 год). Вертолёт, вооружённый пулемётом в салоне, выходил по целеуказанию в район и на высоту полёта "Пчелы". Экипаж проводил визуальное обнаружение "Пчелы", подлетал к ней, и стрелок поражал ДПЛА очередью из пулемёта через открытую дверь. Такой способ борьбы с ДПЛА был признан эффективным. Может быть, эта методика Вам пригодится, товарищ генерал? В конце концов, израильский беспилотник "Гермес" это всего лишь поршневой самолёт весьма приличных размеров (примерно как Як-52). Может быть, и сбивать его надо по старинке, например истребителем на основе спортивного самолёта типа Як-18 (см. фильм "В бой идут одни старики")? Ну и конечно, не надо забывать, что господство в воздухе обеспечивается, прежде всего, уничтожением самолётов противника на земле. А базирование "Гермеса" -- аэродромное. Чем опасны беспилотные сделки с Израилем при озабоченности США Н.В.Чистяков, Главный конструктор размещено в Интернете по адресу: http://dpla.ru/25122008.htm Введение Вот уже месяц (с ноября 2008 года) в ДПЛАстроительных кругах и в более широком информационном пространстве блуждают слухи о готовящейся закупке Российской Армией партии израильских беспилотников. Количество просочившейся информации о "беспилотной сделке" достаточно велико: 1) предполагается к закупке израильский комплекс ДПЛА "Гермес" (Hermes 450) [1]; 2) сумма сделки называется в пределах 10.. 20 млн.долл.; 3) стоимость одного ДПЛА "Гермес" составляет 2 млн.долл.; 4) стоимость наземного оборудования комплекса ДПЛА "Гермес" составляет 4 млн.долл.; Собрана [1] и проанализирована [2] техническая информация о комплексе ДПЛА "Гермес", что позволяет дать краткую итоговую оценку комплекса ДПЛА "Гермес": Комплекс с крупными и дорогими ДПЛА аэродромного базирования, покрывающий всю территорию Израиля с одного-двух аэродромов. Большая продолжительность полёта ДПЛА, около суток. Основное назначение комплекса -- продолжительное полицейское наблюдение за выбранным объектом (домом, двором, перекрёстком). Основное противоречие воздушной разведки между размерами осматриваемой территории и размерами разведываемой цели при разведке неизвестной цели в комплексе ДПЛА "Гермес" частично преодолевается за счёт высокого разрешения целевых нагрузок типа электронно-оптических визиров в сочетании с радиолокатором с синтезированной апертурой. Большие размеры ДПЛА обусловлены необходимым запасом топлива для обеспечения продолжительного полёта при полицейском наблюдении цели и весом сложных и дорогих целевых нагрузок. В свою очередь, большие размеры ДПЛА делают ДПЛА уязвимым для стрелково-пушечного оружия ПВО при полёте на высотах несколько сот метров. Эффективность комплекса зиждется на слабости (фактическом отсутствии) ПВО противника и большой высоте наблюдения, обеспечивающей относительную неуязвимость ДПЛА "Гермес". Большая высота наблюдения в свою очередь опять требует высокого качества целевых нагрузок и их стабилизаторов. Положительная обратная связь по проектным характеристикам, приводящая к росту массы и размеров летательного аппарата до смыслового ограничения (до размеров спортивного самолёта или "кукурузника"). С этой точки зрения сложность, вес и высокая стоимость целевых нагрузок "Гермеса" являются не достоинствами, а платой за "неуязвимость". Комплекс ДПЛА "Гермес" -- это комплекс конкретного региона (Израиля): известные границы применения, известные объекты наблюдения, ясное небо, отсутствие противодействия. ______________________ Слухи о сделке вскоре подкрепились международной информационной активностью: 1) министерство обороны Израиля выступило против продажи беспилотников России; 2) официальный Вашингтон выступил против продажи России израильских беспилотников. В общем, маразм крепчал [3]. Благодаря ушлым израильским журналистам, вся эта история получила имя собственное -- "беспилотная сделка" [4]. Красиво так, типа как на Западе. Многим нравится. В качестве российского флага "беспилотной сделки" в информационное пространство был вброшен любимый в народе генерал Шаманов. Скорее всего "втёмную" [5]. Генерал, справедливо негодующий на родную промышленность (генералы справедливо негодуют на нашу промышленность давно, уже сотни лет), призвал к закупке зарубежной военной техники и озвучил указание министра обороны разобраться со способностью отечественной промышленности производить беспилотные комплексы. А если они, дескать, не способны, то купим в Израиле, и пусть не удивляются! А они и не удивляются. Они уже давно ничему не удивляются. Отечественные инженеры знают, что главной лётно-технической характеристикой беспилотника является его вес. Чем легче и меньше беспилотный самолёт, тем он дешевле на всех этапах его жизненного цикла: в разработке, в производстве, на испытаниях и, важно(!), в эксплуатации. ДПЛА "Гермес" с его массой около полутонны и размахом крыла 10 метров , базирующийся по-аэродромному, явно не является оптимальным выбором для нашей Армии. Ведь ей надо действовать в любом месте на территории России и вообще земного шара. И далеко не всегда это любое место будет заранее оборудовано аэродромом для "Гермеса". Также очень вероятны серьёзные затруднения в доставке "Гермеса" в это любое место. Однако настоящая статья посвящена не сравнению архитектоники отечественных комплексов ДПЛА с зарубежными аналогами [6], а следующим вопросам: 1) предыдущему опыту взаимодействия России с Израилем в области ДПЛАстроения, 2) отношениям Израиля с США при "озабоченности" последних в случаях самостоятельного выхода Израиля на оружейный рынок. Нам поможет то, что Интернет обладает одним замечательным свойством. В нём тексты не горят и сохраняются годами. Это уже было. Русские не могут, нужен Израиль! _______________________________________
Читаем Авиапорт. Новости. 1 марта 2004 года: ОАО "НПК "Иркут" создает беспилотный авиационный комплекс с использованием опыта создания израильского БЛА
В настоящее время ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" (Корпорация "Иркут") рассматривает вопрос о создании и производстве летательных аппаратов шестого поколения. Имеется достаточно твердое убеждение, что летательный аппарат шестого поколения будет беспилотным - заявил Старший Вице-президент по корпоративным финансам и информационным системам управления Корпорации "Иркут" Сергей Цивилев. С. Цивилев уточнил, что в качестве первого шага в программе изучения этой тематики Корпорация "Иркут" закупила в Израиле полный комплекс беспилотной воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом (БЛА), включая комплект бортового оборудования БЛА и наземного пункта управления с математическим обеспечением. Бортовое оборудование закупленного комплекса в настоящее время участвует во всех европейских тендерах и является очень перспективным и в разы превосходит отечественное бортовое оборудование по возможностям. Кстати, Индия также на сегодня закупает именно этот борт БЛА - пояснил собеседник "АвиаПорт.Ру". Он также отметил, что Корпорация "Иркут" закупила комплекс вместе со всеми правами на него - производства, продаж, модернизации и пр. Цена контракта на продажу Израилем комплекса составляет коммерческую тайну, но ориентировочно можно считать, что она находится в приблизительном диапазоне пять-десять миллионов долларов. Сам планер ДЛА в качестве носителя специальной аппаратуры при закупке комплекса большого интереса не представлял, так как Россия может спроектировать и построить планер БЛА практически любой сложности. Наибольший интерес представляют в комплексе бортовое и наземное оборудование и математической обеспечение - подчеркнул С. Цивилев. Он обусловил этот тезис тем, что ОАО "ОКБ им. Яковлева" имеет большой опыт создания БЛА, в частности серийно выпускаемого БЛА "Пчела-1Т" комплекса беспилотной воздушной разведки "Строй-П". Закупленный Корпорацией "Иркут" БЛА имеет размах крыла 6 м и длину 4 м . Нормальная взлетная масса составляет 200 кг при практической нагрузке 50 кг . Скорость: максимальная - 200 км/ч ; крейсерская - 150 км/ч ; рабочая высота барражирования - 6000 м ; максимальная дальность полета - 1200 км ; максимальная продолжительность полета - 14 часов; дальность передачи телевизионного изображения в реальном масштабе времени - 150 км . Новый проект Корпорации "Иркут" получил официальное обозначение как "Воздушный робототехнический комплекс для мониторинга и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Телевизионная камера ДПЛА имеет разрешение порядка 0,5 м , а тепловизионная камера позволяет обнаруживать даже скрытые очаги возгорания (подземные торфяные пожары). С тех прошло несколько лет. Где теперь С.Цивилёв? А где израильский беспилотник, купленный за несколько миллионов долларов для воспроизведения ОАО НПК Иркут? Где планер, где большой опыт ОКБ им.Яковлева? Где в комплексе бортовое и наземное оборудование и математическое обеспечение, которые представляли наибольший интерес для С.Цивилёва? Нет никого и ничего. А что бывало раньше при озабоченности США _______________________________________ Читаем "Россия в глобальной политике" 27 июня 2005 года Израиль под давлением США сворачивает военную сделку с Китаем Как пишет сегодня израильская газета «Хаарец», израильская делегация отправилась урегулировать этот вопрос в Вашингтон. А генеральный директор минобороны Амос Ярон, с которым Пентагон порвал все отношения, объявил, что уйдет в отставку в ближайшее время. Кризис в отношениях между военными ведомствами США и Израиля возник в связи с продажей Израилем Китаю некоторых видов современного вооружения и военных технологий. По утверждениям американской стороны это было сделано за спиной Пентагона. Среди образцов проданного Пекину оружия - беспилотные летательные аппараты "Гарпия" (Harpy), которые способны обнаруживать и уничтожать радарные установки противника. По имеющимся данным, начиная с 1980-х годов, Израиль продал Китаю оружия и военного снаряжения на несколько миллиардов долларов. Потребовав от Тель-Авива разъяснений по большинству из военных сделок, Вашингтон отстранил Израиль от участия в разработке боевого самолета нового поколения Ф-35, заморозил сотрудничество в производстве беспилотного истребителя "Хантер-2" и прекратил поставки деталей к приборам ночного видения для израильской армии. Американская сторона также потребовала отставки нескольких высокопоставленных чиновников министерства обороны Израиля. По сведениям газеты "Хаарец", Ариэль Шарон и министр обороны Шауль Мофаз договорились о свертывании сотрудничества с Пекином в области поставок и модернизации "Харпий", а также о создании новой системы контроля за экспортом вооружений. Для нас важно, что Китай беспилотников "Гарпия" в итоге не получил. _______________________________________ Читаем "Логистка. Отраслевой портал" 08 декабря 2005 года США пытаются предотвратить продажу четырех израильских самолетов Южной Корее на сумму 1,25 млрд. долларов. В конкурсе, который проводился министерством обороны Южной Кореи, участвовала израильский концерн "Авиационная промышленность" ("Таасия авирит") и концерн Boeing. Проект "Таасии Авирит" обойдется заказчику лишь на 400 млн. долларов дешевле, несмотря на то, что Boeing снизил цену на почти полмиллиарда долларов. Как сообщает местная пресса, министерство обороны Южной Кореи склонно принять предложение Израиля, однако, США оказывают на него активное давление, подчеркивая, что Америка является военной союзницей этой страны и защищает ее от Северной Кореи. Самолеты, которые Израиль предлагает приобрести Южной Корее, состоят, в частности, из компонентов, сделанных в США. Согласно договоренности между Израилем и США, любая сделка по продаже продукции израильской военной промышленности, которая содержит американские компоненты, требует разрешения Пентагона. Как сообщает "Гаарец", представители американского военного ведомства дали понять властям Южной Кореи, что Израилю будет трудно получить такое разрешение. Напомним, что это уже не первый случай вмешательства США в сделки Израиля по продаже продукции военной промышленности третьим странам. Не так давно министерству обороны Израиля пришлось сорвать сделку по продаже Китаю беспилотных самолетов-разведчиков. В результате давления США подал в отставку генеральный директор министерства обороны Амос Ярон. В октябре Израиль был вынужден отменить сделку по модернизации самолетов F-16, принадлежащих ВВС Венесуэлы. Сразу после увольнения Амоса Ярона по настоянию Пентагона между нашими странами был подписан Протокол о доверии, который предусматривает полную отчетность Израиля перед США во всем, что касается продажи современных видов вооружений. Опять-таки для нас важно, что при продаже Израилем вооружений решение принимает вовсе не Израиль, а наш вероятный противник. _______________________________________ Читаем NEWSru 7 сентября 2006 года Американские производители оружия стремятся вытеснить Израиль с индийского рынка
Началось массивное наступление американских производителей оружия на индийский рынок. Они хотят получить значительную долю заказов индийской армии в ближайшие годы. Американцы стремятся вытеснить с этого рынка израильские и европейские компании, которые уже давно работают в Индии. Компании "Локхид-Мартин" и "Боинг" конкурируют с европейской компанией "Еврофайтер" и с израильской компанией "Рафаэль", борясь за огромную сделку по поставкам самолетов, навигационного оборудования, систем ведения огня и комплектующих к ним. Индийцы хотят купить 126 новых военных самолетов, которые заменят российские устаревшие "МИГи". Выход американских компаний на этот рынок стал возможен после того, как в прошлом году президенты США и Индии договорились о сотрудничестве в военной и технологической сферах. До этого американское правительство многие годы налагало эмбарго на поставку оружия в Индию. Газета Washington Post сообщила, что американские производители оружия набрасываются на индийский рынок, открывая представительства в этом государстве. На протяжении долгих лет на индийском рынке преобладали российские производители оружия. Сейчас Индия старается закупать западное оружие. Израиль является одним из крупных поставщиков индийской армии. В прошлом американское правительство не допустило заключения сделки по поставке разведывательных самолетов между концерном "Таасия Авирит" и индийской армией стоимостью в несколько миллиардов долларов. Для нас важно, что американское правительство может диктовать Израилю какие сделки он может заключать, а какие нет. _______________________________________ Выводы 1. Американское правительство может диктовать Израилю какие сделки он может заключать, а какие нет. 2. Израиль может продать технику после согласования с США. Какие неожиданные особенности купленной техники проявятся в самый неподходящий момент ("час Ч") зависит не от покупателя и не от так называемого продавца, а от правительства США. _______________________________________ Прогноз Опыт работы позволяет дать прогноз. Итог прогноза таков: ничего не выйдет. Почему не выйдет, никто не знает. Но не выйдет. Почему у С.Цивилёва не вышло? Есть предположения, обсуждение которых выходит за рамки статьи. Первое из них такое: а С.Цивилёву было это надо на самом деле? Он смотрел как оно там? Да вряд ли. Инженеры разберутся. Главное, это оклады назначить. Но не вышло. А Израиль хотел наладить? Вряд ли хотел. Денег хотел. И получил. Потом стыдно будет. Это точно. Вот такой прогноз. Дерзайте.
|
|